ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 4 (568) апрель 2017

Содержание

Роговский Е.А. Выборы в США: триумф цифровой демократии?

Rogovskiy Y.А. 2016 Presidential Election: Triumph of Digital Democracy?

Применение информационных технологий в ходе кампании по выборам президента США в 2016 г. носило особенный характер. Круг соответствующих приложений вышел далеко за рамки традиционных направлений, типичных для кампании 2008 г. Каждая сторона для реализации целей своей предвыборной стратегии заручилась поддержкой мощных ИКТ-корпораций (Х. Клинтон — «Гугл» (Google), Д. Трамп — «Фейсбук» (Facebook) и применила уникальные технологии («Гугл» — манипуляции с помощью своего поискового механизма; «Фейсбук» — выявление подсознательных политических предпочтений на уровне конкретных избирателей — пользователей своей социальной сети). Проведенное исследование объясняет эффективную победу Д.Трампа, одновременно вскрывая качественно новые проблемы информационной безопасности.

The application of information technologies in the 2016 U.S. President election campaign had a special character. The range of relevant applications went far beyond the traditional areas typical for the 2008 campaign. For the purposes of its election strategy each party ensured the support of powerful IT-corporations (Google — by Hillary Clinton, Facebook — by D. Trump) and applied different technologies: Google — its own search mechanism (SEME); Facebook — the identification of subliminal political preferences at the level of the users of its social network. The study explains the effective victory of D. Trump and at the same time reveals a qualitatively new information security problems.

Ключевые слова: Д. Трамп, Х. Клинтон, выборы 2016 г. в США, «Гугл» (Google), «Фейсбук» (Facebook), манипуляции с помощью поисковых механизмов.

Keywords: D. Trump, H. Clinton, 2016 elections, Google, Facebook, manipulations with the use of search engines.

Согрин В.В. Изучение истории США в постсоветской России

Sogrin V.V. Study of the USA History in Post-Soviet Russia

В статье анализируется состояние исследований истории США в России. Наибольшие результаты достигнуты в изучении российско-американских отношений, истории американских партий и американской демократии. Сохраняются серьёзные недостатки в изучении экономической и социальной истории. Автор предлагает способы устранения недостатков и дальнейшего развития российской исторической американистики. Хотелось бы, чтобы применительно к истории XVIII — начала XX века больше внимания уделялось выявлению роли и реального исторического веса российско-американских отношений в общем контексте и объёме внешней политики как России, так и США. Это невозможно без исследований российскими историками внешнеполитических отношений США с другими европейскими державами и со странами Латинской Америки. Остаются не преодолёнными недостатки в изучении социальной истории, характерные для советской историографии. В ней непропорционально большое число исследований по социальной истории было посвящено рабочему классу и рабочему движению. В действительности на протяжении большей части американской истории конфликт пролетариата и капиталистического класса не играл не только главной, но на многих этапах вообще сколько-нибудь существенной роли. В более полном и разностороннем изучении нуждаются другие объекты социальной истории: разнообразные расово-этнические, религиозные, возрастные, гендерные и иные социальные группы, многие среди которых на тех или иных этапах американской истории оказывали на общество большее воздействие, чем рабочий класс.

The article analyzes the state of research of the USA history in Post-Soviet Russia. The best results were achieved in the study of the history of Russian-American relations, the history of American parties and American democracy. Serious deficiencies remain in the study of economic and social history. The author suggests ways to address the shortcomings and further development of the USA history studies. In study of history of foreign relations of XVIII — early XX centuries more attention must be paid to real historical weight of Russian-American relations in the overall context and scope of the foreign policy of both Russia and the United States. This is impossible without research by Russian historians of foreign relations of the United States with other European powers. Shortcomings in the study of social history, typical for Soviet historiography, were not overcome. Not proportionally large number of studies in the social history was dedicated to the working class and the labor movement. There is the need in a more complete and comprehensive study of other objects of social history: diverse racial-ethnic, religious, age, gender and other social groups.

Ключевые слова: историческая американистика, внешняя политика США, история демократии и партий, социальная и экономическая история США.

Keywords: The USA history studies in Russia, U.S. foreign policy, the history of democracy and political parties, social and economic history of the United States.

Комкова Е.Г. Политическая борьба вокруг НАФТА

Komkova E.G. Controversy Over NAFTA

Приход администрации Трампа ставит перед Канадой и Мексикой, тесно связанных с США узами интеграционной зависимости, непростые проблемы. В недавно завершившейся американской президентской кампании 2015-2016 гг. вопросы международной торговли заняли непривычно большое место. Ожесточённой критике подверглись самые заметные и важные для США торговые соглашения последних десятилетий — НАФТА (1994 г.), Американо-корейское соглашение о свободной торговле (2012 г.), Транстихоокеанское партнёрство. Д. Трамп пригрозил ввести 35%-ные таможенные пошлины на импорт товаров из Мексики и 45%-ные — из Китая. В статье рассматриваются четыре вопроса: заявления Д. Трампа и членов его команды по вопросу открытия новых переговоров с целью «улучшения» соглашения НАФТА; причины распространения антифритредерских настроений в США; отношение Канады и Мексики к предложениям Д. Трампа по НАФТА; пределы и возможности действий американской администрации в этом вопросе. Анализ показал, что Канада и Мексика серьёзно относятся к угрозам Д. Трампа. Позиция Канады состоит в том, чтобы, с одной стороны, не противоречить и согласиться с избранным президентом в том, что, учитывая солидный возраст НАФТА, это соглашение может быть осовременено и улучшено. С другой стороны, предпринимаются всесторонние усилия по поиску союзников среди ближайшего окружения и членов администрации Трампа, влиятельных конгрессменов и сенаторов, губернаторов граничащих с Канадой или активно торгующих с ней штатов, представителей крупного американского бизнеса, понимающих важность НАФТА для экономики США, Канады и всей Северной Америки.

The political and economic agenda of the Trump administration represents a challenge for neighboring Canada and Mexico linked to the USA by close integration ties. International trade, which is vital to the well-being of Canada and Mexico, loomed large in the recent presidential election campaign in the USA. Donald Trump promised to either renegotiate or pull the United States out of NAFTA, to ‘rip up’ other trade agreements, and to impose a 35 percent tariff on imports from Mexico and a 45 percent tariff on imports from China. The article provides an overview of D. Trump’s pronouncements on NAFTA and other trade agreements, tries to explain the causes of animosity towards NAFTA in the USA, describes Canada’s and Mexico’s attitudes toward Trump’s proposals, and assesses limits and opportunities of the U.S. President’s power to regulate foreign commerce and impose tariffs and quotas on imports without congressional consent. The analysis shows that Canada and Mexico experience a good deal of legitimate concern over Trump’s trade threats. As a first step, Canada wisely decided not to antagonize D. Trump and to agree with him that the 23 year old NAFTA could be improved and modernized. In doing so, Ottawa proceeds from the assumption that Trump’s major target is Mexico, not Canada. At the same time, Canada is doing all its best trying to mobilize its allies in the USA as well as to find sympathizers within the Trump administration and his inner circle.

Ключевые слова: НАФТА, североамериканская экономическая интеграция, региональные соглашения о свободной торговле, Д. Трамп, американский протекционизм, канадо-американские торгово-экономические отношения, США, Канада, Мексика.

Keywords: NAFTA, North American economic integration, regional free trade agreements, D. Trump, American protectionism, Canada-U.S. trade and economic relations, the USA, Canada and Mexico.

Овчинников О.Г. Пропаганда здорового питания и оптимизация продовольственного рациона в США

Ovchinnikov O.G. Propaganda of Healthy Eating and Optimization of Food Rations in the U.S.A.

Анализируются тенденции, современное состояние и последствия осуществления сравнительно нового направления аграрной политики государства в США — пропаганды здорового питания. Это направление развивается последние 30-40 лет, его начало связано с появлением новых вызовов в общественной жизни страны. На протяжении всего периода существования этого направления аграрной политики наблюдается постоянный рост внимания к нему со стороны государства. Внешнее проявление этой тенденции связано с усложнением содержания и увеличением объёма «Руководства по питанию для американцев» — основного официального документа, выражающего точку зрения государства по данному вопросу. Одна из весомых причин роста внимания к государственной пропаганде здорового питания — негативные сдвиги в здоровье американской нации в последние 30-40 лет. Проведение мероприятий по указанному направлению аграрной политики уже, несомненно, отразилось на структуре потребления продовольствия гражданами страны. Тенденции в отношении некоторых групп продовольствия существенно отличаются от долгосрочных тенденций, сложившихся в обществе на протяжении последних более чем 100 лет. Последовательные действия в рамках политики здорового питания способно привести к сдвигам в структуре производства сельскохозяйственной продукции. Анализ показывает, что такие сдвиги в отношении некоторых видов продовольствия за последние 25-30 лет являются совершившимся фактом.

The article examines the trends, current status and the implications of healthy diet regulation, the relatively new direction of agricultural policy in the United States. The development of this policy takes place the last 30-40 years, its beginning is related to the appearance of new challenges in the social life of the country. During the whole period of the existence of this direction of agricultural policy it had seen a constant growth of attention to it from the state. The external manifestation of this trend is the increasing complexity of content and the increase in «Guide to nutrition for Americans» — the main official document reflecting the point of view of the state on this issue. One of the biggest reasons for the growth of public attention to promoting healthy eating is the negative shifts in the health of the American nation taking place the last 30-40 years. This direction of agricultural policy has undoubtedly affected the diet structure of Americans. Trends in certain food groups differ significantly from long-term trends in society over the last more than 100 years. Consistent implementation of measures in the framework of a policy of healthy nutrition can lead to shifts in the structure of agricultural production. The analysis shows that such shifts in relation to some types of food for the last 25-30 years are already accomplished fact.

Ключевые слова: Пропаганда здорового питания в США, аграрная политика государства, регулирование потребления продовольствия, структура потребления продовольствия, оптимизация продуктовой диеты, здоровый образ жизни, «Руко┐водство по питанию для американцев».

Keywords: Propaganda of healthy eating in the U.S., agrarian policy of the state, regulation of food consumption, structure of food consumption, optimizing food diet, healthy lifestyle, Dietary Guidelines for Americans

Хруцкий В.Е. Дональд Трамп как последняя опора пролетариата (или: О последствиях «трампономики»)

Khrutsky V.E. Donald Thump as the Last Chance of Working Class (on Consequences of Trumponomics)

Пока рано углубляться в детали, но можно говорить о контурах экономической политики президента Д. Трампа и её последствиях, в том числе социальных. Для величия США, ускорения экономического роста, создания новых рабочих мест, выполнения других предвыборных обязательств Д. Трампа необходимо повышение конкурентоспособности американского бизнеса, структурная перестройка экономики на базе инвестиций в человеческий капитал. Но экономическая программа Д. Трампа может привести к прямо противоположным результатам, существенно затормозив развитие высокотехнологичных отраслей, к снижению эффективности производства. В противоположность «рейганомике», давшей импульсы к активизации предпринимательства и развитию новых бизнесов, политика Д. Трампа по сохранению рабочих мест для той части рабочего класса и малого бизнеса, которые не в состоянии приспособиться к меняющимся условиям, может обернуться серьёзными долгосрочными экономическими проблемами в стране.

So far there are no details on President Trump economic policy and future results. It is necessary to raise competitiveness of US business and structural reorganization of US economy based on new investments in human capital or personnel development to make America great again and bust economic growth and established new jobs and meet other D. Trump obligations. But President Trump economic policy may lead to directly opposed results and significantly slow down growth for high tech industries and reduce productivity. Instead of Reaganomics which has given impact to activate entrepreneurship and new business development President Trump policy is aimed at securing jobs for part of working class (blue collar workers) and low skilled and educated small business who is not able to meet new conditions of fast changing economic environment. Such policy may lead to long term economic problems in the US.

Ключевые слова: условно-чистая продукция (вновь добавленная стоимость), высокотехнологичные отрасли, человеческий капитал, «белые воротнички» (служащие), «синие воротнички», производственный персонал, финансовая стратегия, конкурентоспособность.

Keywords: value added, high-tech industries, human capital, white-collar workers, blue-collar workers, financial strategy.

Петровская Н.Е. Государственная политика поддержки и трудоустройства ветеранов в США

Petrovskaya N.E. U.S. Government Policy for Veterans Support and Employment

В статье на основе данных специальных обследований населения, проводимых Бюро переписи населения США, рассмотрены тенденции занятости и безработицы среди ветеранов, их участия в рабочей силе по сравнению с лицами, не относящимися к ветеранам; роль Министерства по делам ветеранов в осуществлении государственной политики социальной защиты. Особое внимание уделено мерам по поддержке ветеранов с инвалидностью.

The article examines main trends concerning government policy of U.S. veteran’s social protection; employment and unemployment among veterans in comparison with other population groups; the role the U.S. Department of Veterans Affairs. The analysis is based on the Current Population Surveys. The employment and labor force participation rates of veterans with disabilities is of special attention.

Ключевые слова: занятость, участие в рабочей силе, федеральный бюджет, Министерство по делам ветеранов США.

Keywords: employment, labor participation, federal budget, U.S. Department of Veterans Affairs.

Подлесный П.Т. Мои первые годы в Институте

Podlesniy P.T. My First Years at the Institute

_________

_________

Троицкий М.А. Конгресс и политика США в отношении Армении

Troitsky M.A. U.S. Congress and American Policy Towards Armenia

Интерес Соединённых Штатов к Армении в основном обусловлен влиянием армянского лобби на представителей законодательной власти США. Конгресс играет ключевую роль в формировании политики Вашингтона в отношении Армении. Под воздействием армянского лобби, Конгресс обеспечивает значительный объём финансовой помощи Армении и вынуждает Белый дом регулярно возвращаться к обсуждению проблемы признания геноцида армян в Османской империи. Под влиянием Конгресса американская администрация также реализует программы поддержки Нагорного Карабаха, вызывающие трения в отношениях Вашингтона с Баку и Анкарой. В целом армянское лобби, опирающееся на ограниченные по размерам частные пожертвования членов армянской диаспоры США, демонстрирует сплочённость и целеустремлённость, что делает его сильным игроком в американском политическом процессе — как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Вместе с тем, турецкое и азербайджанское лобби, пользующиеся серьёзной поддержкой со стороны «титульных» государств, эффективно противодействуют армянскому лоббизму в Вашингтоне. Во второй половине 2010-х годов по объективным причинам повестка дня политики США в отношении Армении остаётся ограниченной и не сравнимой по масштабу с деятельностью американской администрации на «конкурирующих» турецком и азербайджанском направлениях внешней политики США.

Over the last several decades, Armenian lobby has been the key driving force behind U.S. policy towards Armenia. This lobby has been interacting mainly with members of U.S. Congress who, in their turn, played a crucial role in providing substantial amounts of U.S. financial aid to Armenia and in ensuring that aid is also made available to Nagorny Karabakh — a non-recognized secessionist region of Azerbaijan. Under Congressional influence, the U.S. administration has regularly to review its position on recognizing the mass killing and prosecution of ethnic Armenians in the Ottoman Empire as acts of genocide. Overall, although the Armenian lobby in the U.S. largely relies on private donations by members of the Armenian diaspora, this lobby is cohesive and goal-oriented which makes it a formidable player in the U.S. federal and state-level politics. Armenian lobby is being effectively opposed by the Turkish and Azerbaijani lobbies that draw on large-scale support from the governments of Turkey and Azerbaijan. Overall, as of late 2010s, the U.S. agenda in relations with Armenia remains limited; it is much smaller in scope compared to the agenda of U.S. policy vis-à-vis Armenia’s regional rivals — Turkey and Azerbaijan.

Ключевые слова: деятельность армянского лобби в Конгрессе США, Республиканская партия, Демократическая партия, Армения, дискуссии по проблеме Нагорного Карабаха, внешняя политика, демократизация, безопасность

Keywords: United States, Congress, Senate, House of Representatives, Republican Party, Democratic Party, Georgia, lobbying, foreign policy, democracy, security.

Халилов В.М. Религия и церковь в кино США

Khalilov V.M. Religion and Church in the U.S. Cinema

В статье исследуется долгая история взаимоотношений — как экранных, так и закулисных — американской киноиндустрии с религией и церковью, в первую очередь христианской. Ныне разделяющие значительную часть паствы церковь и Голливуд пытаются открыть новые точки соприкосновения и способы взаимодействия. На примере последних образцов кинопродукции, их создания, содержания и приёма делается попытка проанализировать степень успешности прилагаемых сторонами усилий. Ввиду недостаточной изученности данной тематики в России, автор статьи использовал комплексный подход, при этом анализировалось не только (и даже не столько) внутреннее содержание фильмов, сколько общественно-политический контекст их создания: взгляды, убеждения и верования кинематографистов, конфликты и напряжённости дня текущего.

The developing field of film and religion studies is relatively new and encourages wide range of different topics and approaches. This article deals with the relationship between American religions and movies, various, mostly Christian, U. S. churches and the film industry.

Ключевые слова: киноведение, кинематограф США, религия, церковь.

Keywords: film studies, religion and film.

Соколов В.А. Рецензия книги: Борис Джонсон. Фактор Черчилля. Как один человек изменил историю

Sokolov V.A Review of the book: Boris Johnson. The Churchill Factor. How One Man Made History

На материале книги известного английского политика Бориса Джонсона «ФАКТОР ЧЕРЧИЛЛЯ. Как один человек изменил историю» в статье раскрывается уникальный феномен британского премьера в истории англо-американских и международных отношений.

Analyzing the book of a prominent English politician Boris Johnson THE CHURCHILL FACTOR , how one man made history (Moscow, KoLibri, Azbuka Attikus, 2015), the review discloses a unique phenomenon of British prime minister in the history of British-American and international relations.

Ключевые слова: англо-американские отношения, Уинстон Спенсер Черчилль, Франклин Делано Рузвельт, Иосиф Сталин.

Keywords: British-American relations, Winston L. Spenser Churchill, Franklin Delano Roosevelt, Joseph Stalin