ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 4 (556) апрель 2016

Содержание

Кременюк В.А. Российско-американские отношения: формирование нового миропорядка и место РФ в нём

Kremenyuk V.A. The U.S. — Russian Relations: a New World Order Formation, and Russia’s Place in It

Завершение ‘холодной войны’ между США и Советским Союзом в конце 1980-х годов и начале 1990-х годов сопровождалось серьёзными изменениями в международных отношениях — распад социалистического содружества и самого СССР, появление однополярного мира, формирование полицентрической системы. Все это, так или иначе, затрагивало проблемы отношений между США и Российской Федерацией и формировало в них новую повестку дня. В итоге сложилась весьма непростая картина отношений союзничества и сотрудничества между Москвой и Вашингтоном.

The end of the Cold War between USA and USSR in late 1980s and early 1990s was followed by a sequence of profound changes in the international system: collapse of the world Socialist community, disintegration of the USSR itself, advent of the monocentric world, changes in the status of China, India, and other developing nations. All these events had an impact on the Russian — US relations. As a result rather a multi-colour picture of relations between Moscow and Washington has emerged.

Ключевые слова: ‘холодная война’, однополярный мир, соперничество — сотрудничество, новая повестка дня российско-американских отношений.

Keywords: Cold War, mono-centric world, conflict-cooperation relationship, new agenda in U.S. — Russian relations.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект ‘Российско-американское сотрудничество и противоборство. Значение для национальной безопасности России’ ? 15-37-11138).

Acknowledgments. The article has been supported by a grant of the Russian Foundation for Humanities (project 15-37-11138).

Комкова Е.Г. Либеральное правительство Дж. Трюдо и канадо-американские отношения

Komkova E.G. The Justin Trudeau Government and Canada-U.S. Relations

В статье рассказывается о ключевых внешнеполитических фигурах и первых шагах нового либерального правительства Канады на американском направлении; даётся прогноз развития канадо-американских отношений.

The election of Prime Minister J. Trudeau in October 2015 signaled a new chapter in Canada-U.S. relations. After years of chilly distance associated with S. Harper time in office the new Canadian PM stated that he intends to improve relations with the USA. Trudeau and Obama are both hope-and-change oriented leaders, and are ideologically compatible.

The problem is that B. Obama is a lame-duck president, and a continuation of current political trends in the USA does not bode well for improvements in Canada-U.S. relations. No one of potential presidential candidates has taken a position supporting a deepening of the current NAFTA. But practically all of them demonstrated protectionist instincts and made statements which can be interpreted as threatening Canadian interests. This means that the Justin Trudeau government may have a difficult time getting U.S. attention focused on the bilateral relationship after the 2016 U.S. election.

Ключевые слова: либеральное правительство Дж. Трюдо, внешняя политика Канады, канадо-американские отношения, предвыборная платформа Либеральной партии Канады, взгляды Дж. Трюдо на отношения с США.

Keywords: the Justin Trudeau government, Canadian foreign policy, Canada-U.S. relations, Liberal party electoral platform, management of the Canada-U.S. relations.

Аксёнов П.А., Фейгин Г.Ф. Инвестиционная политика пенсионных фондов в посткризисный период

Aksenov P.A., Feigin G.F. Pension Funds’ Investment Policy in the Post-Crisis Period

В статье рассматриваются новые тенденции инвестиционной политики пенсионных фондов США и Канады в сравнении с другими странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в посткризисный период, с акцентом на последние годы, когда рост активов пенсионных фондов разных стран отличался крайней неравномерностью.

The article considers the main trends in pension funds’ assets dynamics in OECD countries with focus on the process of changing positions in the post-global crisis period. The United States and Canada remain among the five biggest countries in the OECD area in terms of pension funds’ assets(US, United Kingdom, Australia, Canada, the Netherlands), but the largest increases in pension funds’ assets in 2014 were in Estonia, Korea, Luxembourg and Turkey, where they rose by more than 20%.

Ключевые слова: активы пенсионных фондов, США, Канада, страны ОЭСР, инвестиции.

Keywords: pension funds’ assets, US, Canada, OECD countries, investment

Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда РГНФ, проект 15-07-00002(а) ‘Роль государственной политики в повышении эффективности использования пенсионных накоплений как инвестиционного ресурса в эпоху глобализации’.

Acknowledgments. The article has been supported by a grant of the Russian Foundation for Humanities (project 15-07-00002(а) ‘The Role of Government Policy in Increasing Efficiency of Using Pension Savings as an Investment Resource in the Globalization Epoch’)

Носов М.Г. Треугольник СССР — США — Япония в контексте Второй мировой войны

Nosov M.G. USSR — USA — Japan Triangle in the Context of World War II

Почти всё время из трёх лет, восьми месяцев, трёх недель и пяти дней Тихоокеанской войны в треугольнике СССР — США — Япония отношения между ними характеризовались неопределённостью. США и Япония воевали друг с другом, СССР был союзником США, сохраняя дипломатические отношения с Токио. С разной интенсивностью и периодичностью шли секретные переговоры между Москвой, Вашингтоном и Токио. Советский Союз в силу исторических обстоятельств оказался наиболее активным их участником. В начале войны они велись вокруг гипотетической возможности участия СССР и США на одной стороне, затем вокруг конкретных аспектов участия СССР в войне с Японией, что уже осложнялось первыми признаками ‘холодной войны’. За шесть дней до капитуляции Японии СССР вступил в войну, и отношения в треугольнике окончательно, хотя и не на очень долго, определились. СССР и США в этой войне были союзниками, но с каждым днём отношения между ними становились всё прохладней, пока не спустились до уровня ‘холодной войны’.

During almost four years of Pacific War the relations in triangle USSR — USA- Japan preserved uncertainty. The U.S.A. and Japan where at war, the USSR and America were Allies, and Moscow maintained diplomatic relations with Japan. With varying degrees of intensity and frequency secret negotiations between Moscow, Washington and Tokyo took place. Due to historical circumstances Soviet Union was the most active participant of those talks. At the beginning of war negotiations were going around the hypothetical Soviet participation in the war on the American side, later the discussion was focused on the specific aspects of fighting against Japan which were entangled with the first signs of cold war. Six days before Japan’s capitulation Soviet Union entered the war, and relations in the triangle finally, but not for very long, got defined. Moscow and Washington were Allies in that war, but their relations grew cooler every day, and at last went down to the level of cold war.

Ключевые слова: СССР, США, Япония, Китай, Тихоокеанская война.

Keywords: USSR, USA, Japan, China, Pacific War

Троицкий М.А. Конгресс и политика США в отношении Грузии

Troitskiy M.A. The Congress’ Role in U.S. Policymaking towards the Republic of Georgia

Грузия относится к числу нескольких постсоветских государств, привлекающих наибольшее внимание американского внешнеполитического сообщества. Конгресс играет активную, хоть и косвенную роль в формировании грузинского вектора политики США. Заметный интерес членов Конгресса к Грузии обусловлен восприятием этой страны в качестве образца успешного реформирования по рыночным и либерально-демократическим стандартам, а также объекта нажима со стороны крупной соседней державы — России. Главными инструментами Конгресса в этой области являются политические декларации и требования в адрес администрации США, а также бюджетирование программ экономической и военной поддержки Грузии. На протяжении последних десяти лет Конгресс требовал от Белого дома ускорить процесс интеграции Грузии в НАТО и предоставить ей современные вооружения американского производства. Отсутствие могущественного этнического или коммерческого лобби, заинтересованного в поддержке Грузии Соединёнными Штатами, ограничивает влияние Конгресса на политику США в отношении этой страны.

The Republic of Georgia attracts significant attention among the United States policymaking community in general and lawmakers, in particular. The U.S. Congress plays an active — if indirect — role in shaping the U.S. policy towards Georgia. The U.S. Congress members’ interest in Georgia results mainly from their perception of this country as a beacon of democratic and market reforms and a target of pressure by a large neighbor — the Russian Federation. The Congress seeks to influence the U.S. approach to Georgia by adopting resolutions declaring U.S. support for Georgia and demanding more supportive action from the administration. The Hill also uses its ‘power of the purse’ to earmark funds for various kinds of aid to Georgia. On the political track, over the last decade, the Congress has been asking the administration to speed up Georgia’s integration into NATO and supply defensive military equipment to Tbilisi. However, a major factor limiting the imprint of the Congress on the U.S. — Georgia policy has been the absence of a powerful ethnic or commercial lobby in the United States that could pressure the U.S. government and the Congress in particular, into a more active engagement with Georgia.

Ключевые слова: США, Конгресс, Сенат, Палата представителей, Республиканская партия, Демократическая партия, Грузия, лобби, внешняя политика, демократизация, безопасность, Обама, Кардин, Маккейн, Саакашвили, Иванишвили.

Keywords: United States, Congress, Senate, House of Representatives, Republican Party, Democratic Party, Georgia, lobbying, foreign policy, democratization, security, Obama, Cardin, McCain, Saakashvili, Ivanishvili.

Новые публикации сотрудников ИСКРАН: Морозов Ю.В. Американская политика и стратегия в локальной войне в Афганистане и их влияние на региональную безопасность

New Publications of ISKRAN Researchers: Yu.V. Morozov. American Policy and Strategy in Local War in Afghanistan and Its Influences on Regional Security

В работе анализируются военно-политические акции западного сообщества в Исламской Республике Афганистан и Центральной Азии в условиях сохраняющейся напряжённости международно-политической ситуации в Центрально-Азиатском регионе.

Основное внимание автора сосредоточено на рассмотрении военно-политических аспектов деятельности США и Международных сил содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане в течение их 13-летнего пребывания в этой стране.

Структура и содержание монографии выстроены в строгой логической и исторической последовательности и служат надежной базой для глубокого анализа стратегии НАТО при лидирующей роли Соединенных Штатов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект ? 15-07-00051 ‘Конфликты низкой интенсивности в американской военно-политической стратегии в начале XXI века’).

Acknowledgments. The monograph has been supported by a grant of the Russian Foundation for Humanities (project 15-07-0005).

Коротких А.А. Роль зернового хозяйства в продовольственной безопасности США

Korotkikh A.A. The Role of Grain Industry in the U.S. Food Security

Зерновое хозяйство — одна из наиболее важных отраслей агропромышленного комплекса США. Благодаря переходу на интенсивные технологии в сочетании с рациональным размещением производства отрасль динамично развивается — урожай растёт, несмотря на сокращение уборочных площадей. В начале второго десятилетия ХХI века объёмы производства превысили 430 млн. т, что позволяет стране полностью удовлетворить потребности внутреннего продовольственного рынка, обеспечить кормовую базу животноводства и удерживать лидерство в мировой торговле зерном.

Grain industry is one of the most important sectors of the U.S. agribusiness. Due to the transition to intensive technologies, combined with a regional specialization, the industry is developing rapidly — yields grow, despite the reduction in harvesting areas. At the beginning of the second decade of the XXI century volume of production exceeded 430 million tons, which enables the country to fully meet the needs of the domestic food market, to provide livestock fodder base and to maintain leadership in the global grain trade.

Ключевые слова: зерновое хозяйство, кукуруза, пшеница, интенсивные технологии, региональная специализация производства, продовольственная безопасность

Keywords: grain industry, corn, wheat, production, intensive technologies, regional specialization of production, food security

Судакова Н.А. США: проблемы предпринимательства с позиции обеспечения социально-экономической безопасности

Sudakova N.A. U.S.A.: Problems of Entrepreneurship From a Position of Ensuring Socioeconomic Security

В статье анализируются проблемы предпринимательства в США, затрагивающие социально-экономические аспекты безопасности общества и поэтому требующие решения на государственном уровне и на уровне предприятий. Рассматриваются разработанные американскими экспертами инициативы, которые могут, по крайней мере, стабилизировать ситуацию в предпринимательском секторе, а также войти в социально-экономическую составляющую концепции национальной безопасности страны.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту ?15-37-11121 ‘Факторы обеспечения социально-экономической безопасности в начале 21 века: опыт США и его применение в российской практике’.

The analysis of entrepreneurship problems in the U.S.A., which need a decision, both at the state level and at the level of the enterprises, to strength ability to counteract social and economic challenges of national security is given. A number of the American experts’ initiatives, which could, at least, stabilize a situation in a business sector and also enter as a social and economic component into the concept of the national security strategy is revealed.

The article has been supported by the grant of the Russian Humanitarian Science Foundation (project ? 15-37-11121 ‘Determinants of Socioeconomic Security in the Early 21st Century: U.S. Experience and Its Application to Russian Practice’).

Ключевые слова: США, социально-экономическая безопасность, предпринимательство, стартовые компании, бизнес-динамика, перераспределение рабочих мест, государственная политика, модернизация бизнес-моделей, глобальный бизнес, открытые инновации, недальновидность корпораций.

Keywords: U.S.A., socioeconomic security, entrepreneurship, startups, business dynamism, job reallocation, public policy, business models sophistication, global business, open innovations, short-termism of corporations

Митяшин А.Н. Доктринальные основы военной политики США при Б.Обаме

Mityashin A.N. The US Military Doctrines Under the Obama Administration

В статье даётся оценка эволюции теоретической составляющей военной политики Соединённых Штатов в 2009-2015 гг. Военная политика Дж. Буша-мл. носила сугубо гегемонистский характер. Одержав победу в президентской гонке в 2008 г., Б. Обама начал претворять в жизнь предвыборные обещания. В силу своей природы военная политика, как правило, носит преемственный характер, поэтому начинания Б. Обамы в этой сфере носили несколько запоздалый характер. С другой стороны, формирование нового военно-стратегического курса происходило в сложных экономических и внутриполитических условиях. Военная политика Б. Обамы направлена на снижение военного присутствия США в регионе Большого Ближнего Востока и на переориентацию приоритетов национальной безопасности в Юго-Восточную Азию. О данных намерениях говорится в ключевых доктринальных документах США.

In this article analysis and evaluation of evolution of the United States military policy during the period of 2009-2015 are given. Military strategy under G. Bush was built around the idea of US unprecedented hegemony. B. Obama won the presidential race due to his new political program. Because of its successive character B. Obama’s military strategy had to adapt it to his promises that had been given during the elections. New course of military policy were developed in difficult economic situation in the USA. The main goal of military strategy of USA under B. Obama was aimed at decreasing American military presence in the Greater Middle East and shifting National Security priorities to the region of South Eastern Asia. These changes were reflected in key military doctrines.

Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности США, военная политика, военная доктрина, четырехгодичный военный обзор.

Keywords: National Security Strategy, US military policy, military doctrine, quadrennial defense review