ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 4 (436) апрель 2006 г.

Содержание и аннотации

БАТАЛОВ Эдуард Яковлевич — доктор политических наук, главный научный сотрудник ИСКРАН

ИДЕЯ ДЕМОКРАТИИ В АМЕРИКЕ ХХ ВЕКА

Последние десятилетия ХХ века были восприняты многими как глобальный триумф демократии. Этот триумф, однако, был во многом иллюзорным. Демократия вступила в полосу глобального кризиса, порождённого кумулятивным эффектом процессов становления постиндустриального общества, глобализации и перехода к новому мировому порядку.
Естественный спутник кризиса демократических институтов — кризис демократического сознания, демократических ценностей, демократической идеи.
Ещё одно свидетельство кризиса демократической идеи — отсутствие представлений о путях сохранения демократии в условиях ужесточения принимаемых государством мер по укреплению национальной и международной безопасности.
Не решён весьма актуальный вопрос о соотношении демократии и порядка в современных международных отношениях. Могут ли последние строиться на демократических началах?
Без внятных ответов, скорректированных с поправкой на новые обстоятельства, остаются и многие старые вопросы, например, не настало ли время модернизировать существующую в США избирательную систему, и если да, то как и когда это делать?
Конечно, глубинные причины нынешнего кризиса демократии — будь то на теоретическом или практическом уровнях — коренятся в характере переживаемой эпохи. И тем не менее одна из причин нынешнего кризиса — это отсутствие демократического идеала, соответствующего императивам новой эпохи.
Нынешний кризис демократии пока ещё не очень глубок, а значит, и преодолим. Но многие продолжают распевать песни о демократическом триумфе. Это опасная позиция, способная привести к дальнейшему углублению и ужесточению кризиса. Куда мудрее было бы взглянуть правде в глаза и подумать о том, как реформировать существующие и выстроить новые демократические институты, отвечающие вызовам времени, и как должна была бы выглядеть демократия в США и других странах мира в обозримой исторической перспективе.

ИСРАЕЛЯН Евгения Викторовна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИСКРАН

ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ:
ОПЫТ КАНАДЫ

Принятие Государственной думой РФ законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций (НКО), вызвало бурные общественные и политические дискуссии в России и за рубежом. В чём состоит роль институтов гражданского общества в современной России? Следует ли им взаимодействовать с государством и получать от него финансирование? И если да, то как сохранить потенциал оппозиционности, критичности в отношении государственных проектов и программ? В каких формах власть может контролировать деятельность общественного сектора? В поиске решений может оказаться полезным зарубежный опыт.
В Канаде нет единого закона, регулирующего деятельность некоммерческого сектора. Основную роль в финансировании и контроле за деятельностью общественного сектора играют правительства провинций. При этом их законодательство и механизмы существенно различаются. Наиболее эффективная система надзора за общественным сектором создана в провинции Онтарио.
Многие трудности, стоящие перед российскими и канадскими НКО, весьма схожи. Но в Канаде есть политическая воля к сотрудничеству с третьим сектором, понимание госструктурами необходимости ведения переговоров и поиска компромиссов с гражданскими организациями, выражающими волю рядовых канадцев. Важным является и сложившийся баланс между контролирующими функциями государства, основанными на финансовых механизмах, и возможностями НКО критиковать власть и не соглашаться с нею. Наряду с этим, в Канаде есть опыт, профессиональные знания и навыки руководителей НКО. Кроме того, на протяжении многих десятилетий сложились каналы и механизмы такого сотрудничества, приобретён бесценный опыт достижения консенсуса..

СЕМЕЙКО Лев Семёнович — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИСКРАН

ЯДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ США И КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ

Термин ‘контроль над вооружениями’ (arms control), как военно-политическая категория, впервые был введён в оборот в Соединённых Штатах в 1950-е годы. Ему придавался прежде всего технический характер ‘ограничения численности, развёртывания, размещения, а также использования тех или иных вооружений’. Сокращение и ликвидация вооружений или вооружённых сил включались в понятие ‘разоружение’ (disarmament).
Три главных фактора определяют подход Вашингтона к контролю вооружений на современном этапе: (1) распад Советского Союза и прекращение глобальной конфронтации; (2) возросшая угроза распространения ядерного оружия; (3) активизация международного терроризма.
Администрация Буша считает, что ядерный резерв должен способствовать достижению четырёх целей: убедить потенциальных противников в бесполезности угроз Соединённым Штатам; гарантировать безопасность союзников; сдержать агрессию; разгромить противников, если агрессия состоялась бы.
Прежняя триада стратегических ядерных сил — МБР, БРПЛ и стратегические бомбардировщики — в результате изменений в глобальной стратегической ситуации считается уже неспособной выполнять задачи ядерного сдерживания и отражения возможного ограниченного ракетно-ядерного нападения стран ‘оси зла’. Отныне военная мощь США будет опираться на ‘новую триаду’ сил. Ее компоненты: 1) наступательные ударные (ядерные и неядерные) системы; 2) оборонительные системы (активная и пассивная оборона); 3) эффективная оборонительная инфраструктура, обеспечивающая новые возможности своевременно реагировать на возникающие угрозы.
Эти изменения диктуют необходимость максимально широкого анализа проблем контроля над вооружениями с целью определить военно-политические меры, призванные укрепить стратегическую безопасность не только России и США, но и всего мирового сообщества.

НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ

КОРНЕЕВ Андрей Викторович — кандидат экономических наук, заведующий сектором энергетических исследований и экономических баз данных ИСКРАН

Россия и международная энергетическая безопасностЬ

В настоящее время перед большинством стран мира встают серьёзные угрозы, тесно связанные с ростом международного терроризма, глобальным изменением климата, а также прогрессирующим истощением разведанных энергоресурсов.
Считается, что в результате диверсий на инфраструктурных объектах нефтегазовых отраслей в различных странах мира, имевших место в последние годы, средний объём поступления нефти на мировые рынки сократился более чем на 50 млн. т в расчёте на год, а её цена повысилась примерно на 20 долл. в расчёте за 1 баррель.
Министерство энергетики США классифицирует районы особых энергетических интересов на две основные категории:  ‘мировые области энергетического наблюдения’, в которые включен 15 стран, в т.ч. и Россия, и ‘участки возможного перекрытия мирового нефтяного транзита’.
Глобальная взаимозависимость в деле энергообеспечения требует развития и углубления международного научного и практического сотрудничества при разработке единого подхода к обеспечению энергетической безопасности с учётом всех релевантных факторов.
Указанная задача требует уточнения долгосрочной доктрины национальной энергетической безопасности и соответствующей ей современной энергетической стратегии Российской Федерации.

КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

Комкова Елена Геннадиевна — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИСКРАН;
БАРАНОВСКИЙ Константин Юрьевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИСКРАН

Выборы В КАНАДЕ:
правые консерваторы у власти

На состоявшихся в Канаде 23 января 2006 г. внеочередных парламентских выборах победу одержала Консервативная партия (КП) под руководством Стивена Харпера. За консерваторов в общенациональном масштабе проголосовало 36,3% избирателей, что принесло им 124 из 308 мест в Палате общин и возможность сформировать правительство меньшинства.
Либералы (ЛП), до этого безраздельно правившие страной почти 13 лет, получили 103 места. В чём причины поражения либералов? Главное — это усталость избирателей от их чересчур долгого правления. Либералы находились у власти бoльшую часть ХХ века.
Политические аналитики теряются в догадках, каким может быть правление С. Харпера. В области внутренней политики наиболее спорным моментом признаётся концепция «открытого федерализма». Что касается внешней политики, то восхищение перед США, свойственные С. Харперу, намного превосходят то, что испытывает к этой стране большинство канадского населения. Вместе с тем маловероятно, что приход к власти в Канаде консерваторов будет означать начало медового месяца в двусторонних отношениях.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

СЁМИН Николай Леонидович — научный сотрудник ИСКРАН, заместитель декана факультета мировой политики ГУГН

О регистрационном законодательстве США

Принятие закона Российской Федерации ‘Об общественных объединениях и некоммерческих организациях’ в конце 2005 г. вызвало широкий общественный резонанс как в России, так и за рубежом. В многочисленных выступлениях как российских, так и зарубежных политиков и общественных деятелей, включая президента РФ, процесс принятия данного закона был увязан с проблемой ‘цветных революций’ в государствах СНГ.
В США организация, имеющая в числе своих учредителей или членов иностранных граждан, либо получающая пожертвования от иностранных организаций, либо связанная с зарубежными организациями коммерческими или иными интересами, должна пройти регистрацию в установленном законом органе (местном, штатном или федеральном).
Процедуры подобной регистрации оговорены законом. ‘О регистрации иностранных агентов’ 1938 г., который действует по сей день с поправками 1939, 1942, 1966 гг. и дополнениями 1991 г., а также рядом других законов
Стремление американского государства жёстко контролировать любые попытки оказания политического влияния извне, а также строго регулировать возможную лоббистскую деятельность различных организаций совершенно очевидно.
Особо жёсткий контроль осуществляется за иностранными или имеющими любые иностранные связи организациями, и в нынешних условиях активной контртеррористической деятельности, контроль за всеми структурами общества в США будет, по-видимому, лишь усиливаться, в том числе и на законодательном уровне,
Опыт и пример Соединённых Штатов показывают, что регистрационное законодательство в отношении общественных некоммерческих организаций, которые могут заниматься подрывной по отношению к конституционному строю деятельностью, является важным элементом системы обеспечения национальной безопасности.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

В августе 2005 г. в Соединённых Штатах вышел в свет первый номер журнала ‘Америкен интерест’ (The American Interest).
Основной задачей издания, как указывается в редакционной статье, является, анализ поведения Соединённых Штатов на глобальном уровне и сил, определяющих это поведение, причём не только в стратегическом плане, но и с учётом экономических, культурных и исторических аспектов. Второй задачей журнала члены редколлегии называют  возможность вы сказать точку зрения о том, какой могла бы быть американская политика.
Представляется, что журнал, прежде всего, будет интересен исследователям, желающим получать информацию из авторитетных источников и из ‘первых рук’, т.е. от тех лиц, которые могут не только судить об американских интересах, но и являются их непосредственными проводниками и адептами.

М.Г. ФАЙРУШИН

В МИРЕ БИЗНЕСА

СУДАКОВА Наталья Андреевна — младший научный сотрудник Центра проблем управления ИСКРАН

Особенности налогообложения партнёрств в США

Партнёрства как организационная форма бизнеса играют в США значительно большую роль, чем их российский аналог — товарищества. Это обусловлено более высокой организационной и финансовой гибкостью данной формы хозяйственной деятельности, которая позволяет сочетать высокую степень личной заинтересованности партнёров и их ответственности за получаемые результаты. В наибольшей мере последнее проявилось в сфере рискового финансирования. Именно использование партнёрств позволило США создать высокомобильный инвестиционный сектор, особенно активный на ранних стадиях поддержки рискованных инвестиций в новые технологии.

СПРАВКИ

МОЗОЛИНА Ольга Владимировна — аспирантка  Дипломатической академии МИД России

США и международное сообщество:
борьба за управление Интернетом

Вопросы управления Интернетом, который относится к важнейшим составляющим глобализации, являются ‘камнем преткновения’ на всех международных форумах, посвящённых вопросам регулирования киберпространства, прошедших в последнее время.
Центральным органом управления Интернетом является Корпорация по присвоению доменных имён и номеров (ИКАНН) учреждённая Министерством торговли США 1998 года.
В качестве формы регулирования ИКАНН было выбрано саморегулирование. Это американская компания, которая может быть принуждена к исполнению своих обязательств только американским судом. А единственным способом обязать корпорацию может быть только обращение в её же совет директоров, который сам и решает, что делать.
Несмотря на стремление всё большего числа государств передать управление Интернетом под контроль международного сообщества, жёсткая позиция США в этом вопросе сказалась на решениях, принятых в ходе Тунисского саммита по информационном сообществу 16-18 ноября 2005 г., на котором представители 170 государств, участвовавших во встрече, договорились сохранить за за ИКАНН (т.е. за США) функцию управления системой доменных имён Интернета.

ЛЮТОВ Александр Александрович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИСКРАН

Старение населения и рынок рабочей силы в США

В последнее время одной из проблем, с которой постоянно сталкивается американская экономика и социальная сфера, является старение населения, влияющее, в первую очередь, на состояние американского рынка рабочей силы.
Старение американского населения, численный рост армии пенсионеров непосредственным образом могут сказаться на состоянии американской экономики, главным критерием успеха которой на протяжении всех послевоенных лет был устойчиво высокий показатель объёмов потребления.
В последние годы население Соединённых Штатов стареет так быстро, что в скором времени это станет реальной угрозой экономическому росту  и развитию системы общественного финансирования.
Таким образом, на современном этапе в Соединённых Штатах назрела необходимость реформирования системы социального страхования и, в первую очередь, пенсионного обеспечения, а также системы социального вспомоществования. Эти системы, доказав свою высокую эффективность, сегодня играют значительную роль в обеспечении нормального жизненного уровня многих американцев.
Реформирование государственной системы пенсионного обеспечения является основным направлением внутренней политики США. В частно-сти, предполагается постепенное увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет к 2020 г., а также увеличение трудового стажа, необходимого для исчисления полной пенсии, с 35 до 37 лет, введение планов ‘поддержания гарантированных пенсионных выплат’, ‘индивидуальных накопительных счетов’, ‘индивидуальных сберегательных счетов’ и т.п.