ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 7 (415) июль 2004 г.

«ЭРА НЕРАВЕНСТВА» В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ЛИЧНЫХ ДОХОДОВ В США

Какие «железные» экономические законы применительно к распределению дохо-дов оставила нам классическая политэкономия в трудах А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса?

Какими количественными и качественными показателями описывается распреде-ление доходов в обществе?

Что отражают «коэффициент концентрации Джини» и «кривая Лоренца»?

Как выглядит «кривая Лоренца» и чему равняется «коэффициент концентрации Джини»в случаях абсолютного равенства и неравенства в распределении доходов?

Какие две устойчивые долгосрочные тенденции в распределении личных дохо-дов действовали в США в последние 50 лет?

Какое значение имел «коэффициент Джини» в конце 1920-х годов, когда нача-лась «Великая депрессия» и к какому значению он приближается сегодня?

В чем состоит фундаментальная причина роста неравенства в распределении личных доходов в США?

Ведет ли рост средних личных доходов к «исчезновению» низших доходов и прогрессирующему уменьшению численности семей на самом «дне» экономической системы?

Как изменилась доля семей в нижних интервалах доходов в США в последние де-сятилетия?

Какая доля всех личных доходов приходилась в США на 20% богатейших и 20% беднейших семей Америки в начале ХХ1 века?

Какие три фундаментальным вопроса относительно воздействия неравенства в распределении личных доходов привлекают интерес американских и западных экономистов?

Закономерна ли связь между усилением неравномерности распределения личных доходов и замедлением темпов экономического роста, наблюдаемыми в США с на-чала 1980-х годов?

Какую роль по мнению американского экономиста С. Кузнеца, лауреата Нобе-левской премии по экономике, сыграло в возникновении экономической катастрофы 1930-х годов побившее все рекорды неравенство в распределении личных доходов в тот период времени?

Согласны ли Вы с «гипотезой Кузнеца», что устойчивому экономическому росту способствуют относительно меньшие уровни неравенства в распределении личных доходов?

Согласны ли Вы с тем, что в современной высокоразвитой экономике частный (= рыночный) сектор способствует росту неравенства в распределении личных доходов, а государственный сектор должен перераспределять и выравнивать доходы посред-ством бюджетного налогово-трансфертного механизма?

Как в этом свете на развитие американской экономики должна была сказаться «рейганомика», провозгласившая курс на резкое усиление роли частного рынка и «отключившая» государственный механизм перераспределения доходов с помощью налогов и трансфертных платежей?

Удалось ли администрации У. Клинтона переломить набравшую силу при Р.Рейгане тенденцию к увеличению неравенства в распределении личных доходов?

Почему фискальную политику Дж. Буша-младшего можно смело окрестить по-вторением «рейганизации»?

Какой налоговый «выигрыш» получат в результате налоговых реформ Дж. Буша-мл. «олигархический» 1% и весь верхний квинтиль населения США?

Какой минимум доходов для семьи из двух взрослых и двух детей в 2002 г. офи-циально считался в США «чертой бедности» и какую долю этот доход составляет от медианного?

Какова численность бедняков в США по методике Национальной академии наук?

Эту чрезвычайно важную тему анализирует- доктор экономических наук, веду-щий научный сотрудник ИСКРАН Васильев Владимир Сергеевич.

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ США:
СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ

Сколько в США высших учебных заведений (ВУЗов), и сколько в них обучается студентов?

На какие две группы делятся американские ВУЗы по сроку обучения?

В чем состоят главные отличия государственного и частного секторов высшего образования в США с точки зрения финансирования, управления учебным процес-сом и качества образования?

Какая система аккредитации ВУЗов действует в США, и какие права имеют ак-кредитованные ВУЗы?

Какие звания присваиваются выпускникам аккредитованных американских ВУ-Зов?

Каково соотношение численности студентов в государственных и частных ВУ-Зах?

Каково соотношение численности студентов и студенток в американских ВУЗах?

Каков расово-этнический состав американского студенчества?

Сколько государственных и частных ВУЗов среди лучших 50?

В каких ВУЗах предоставляются лучшие бизнес-программы?

Какие задачи решают неаккредитованные ВУЗы, и какой документ об окончании они выдают своим выпускникам?

Каковы три основных типа американских ВУЗов?

Когда и по какой причине в американских университетах стало уделяться серь-езное внимание не только классическому («академическому»), но и профессио-нальному образованию?

В чем различие между исследовательскими и неисследовательскими университе-тами?

Чье имя носит самый первый исследовательский университет, когда и где он был основан?

Когда американские студенты выбирают специальность и что это дает?

Что такое университетский кампус?

Какую роль в развитии образования, научных исследований и распространения научных знаний сыграли в США сельскохозяйственные колледжи?

На какие три основные вида можно подразделить американские колледжи?

Какая роль отводится в США двухгодичным или младшим колледжам, и какой «тупик» они устраняют?

Что такое специализированные институты, и какие задачи они решают?

Почему применительно к США можно говорить о трехступенчатом высшем об-разовании, и какова численность студентов в ВУЗах на каждой ступени?

На какие группы и категории делит американские ВУЗы Комиссия Фонда Карне-ги?

Какие важные задачи и благодаря каким факторам эффективно выполняет аме-риканское высшее образование?

Ответы на эти вопросы вы найдете в статье КАВЕРИНОЙ Элины Юрьевны — главного экономиста ОАО ПБ «Очаково».

 

В номере также опубликованы материалы:

  • Обичкина Е.О. Франция — США: две модели мира
  • Туркевич Д.А. Валютная политика администрации Буша
  • Варивончик И.В. Страна пригородов: «американская мечта» сегодня
  • Хоменко Н.А. «И дом тот не упал, потому что основан был на камне»
  • Рецензируем книги: Э. Коэн. Пока канадцы спали; Л. Эксуорзи. Прокладывая курс в новом мире (Е.Г. Комкова)
  • Черняков Б.А. Особенности аграрного законодательства США (окончание)
  • Немова Л.А. Экономика и социальная сфера Канады в начале ХХI века