ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 11 (407) ноябрь 2003 г.

США: ЭКОНОМИКА ВОЗВРАТНЫХ ДЕФИЦИТОВ В ЭПОХУ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ

Какие главные факторы обусловили значительную корректировку экономико-политического курса администрации Буша в 2003 году? Почему Экономический доклад, подготовленный Экономическим советом при президенте Буше за 2002 год можно рассматривать как своего рода учебник современного управления капиталистической экономикой крупной, развитой страны в кризисных условиях?

Насколько глубока пропасть, разделяющая современную философию американского государственного хозяйствования и «экономический либерализм» гайдаровско-ясинского толка?

Какое содержание вкладывается в термин «правительственное регулирование экономики» в американском и российском научном обиходе?

Какой подход — «командный» или «стимулирующий» — главенствует в государственном регулировании в США?

Какова основная причина завышения цен на некоторые общественно необходимые товары выше рыночно обоснованных?

Способен ли рыночный механизм обеспечить доступность образования, профессионального обучения, медицинского обслуживания, социальной помощи, жилья, здорового питания и т.п. для основных масс населения?

Каким образом, по мнению американских исследователей, на рынке возникают возможности «выжимать ренту», т.е. получать сверхдоходы?

Как поступает в таких случаях американское государство?

С какой целью американские правительственные экономисты ищут ответы на нижеприведенные пять «тестовых» вопросов?

  1. Способен ли рынок достичь желаемых результатов без применения каких-либо регулирующих мер?
  2. Можно ли добиться искомых результатов с помощью мер саморегулирования, потенциал которых имеется в частном секторе, без обращения к мерам государственного регулирования?
  3. Не вызывает ли госрегулирование последствий, тормозящих или деформирующих динамику рынка?
  4. Нет ли альтернативы предлагаемым мерам регулирования, которая по характеру воздействия на экономику была бы менее рестриктивной?
  5. Будут ли издержки, понесенные в связи с введением мер государственного регулирования, оправданы ожидаемыми результатами?

Почему российские радикал-реформаторы делают вид, что незнакомы с ясными и недвусмысленными формулировками, содержащимися их официальных документов президентского аппарата США?

Как американские эксперты оценивают воздействие на экономику США предполагаемого в 2003 фин. г. дефицита федерального бюджета в объеме 500 млрд. долларов?

Эту тему освещает ДЕЙКИН Александр Иванович — старший научный сотрудник ИСКРАН.

БЕЗОПАСНОСТЬ И СВОБОДА ИММИГРАЦИИ:
НОВАЯ АМЕРИКАНСКАЯ ДИЛЕММА

Как можно представить историю человечества с точки зрения миграции племен и народов?

Насколько реален конфликт цивилизаций, о котором еще в 1993 г. предупреждал С.Хантингтон и почему?

Что могут предложить Западу в обмен на его товары и капиталы страны и народы «третьего», а тем более «четвертого мира»?

Что скрывается за термином «обратная глобализация», предложенном С. Бенхабиб?

Какие известны три основных вида миграционных процессов?

Какую роль в развитии «инфильтрационной» миграции сыграли Соединенные Штаты?

Каково основное направление современной миграции населения в наше время?

Почему проблема иммиграции оказалась неразрывно связанной с проблемой безопасности?

Какое условие в мультиэтническом, сегрегированном обществе является обязательным для того, чтобы оно было стабильным, а жизнь в нем — безопасной?

Не перестали ли Соединенные Штаты быть «плавильным котлом», которым они оставались на протяжении многих десятилетий?

Насколько серьезна ситуация, когда нынешние иммигранты все чаще образуют локальные этнические сообщества, внутри которых бессильны американские законы?

Не являются ли главной угрозой американской национальной безопасности не страны-«изгои» в разных районах мира, а люди-«изгои» в самих Соединенных Штатах?

Какие важные выводы позволяет сделать применительно с точки зрения перспектив укрепления стабильности в американском обществе пример Европы?

Можно ли в принципе сформировать национальную идентичность на толерантности в отношении к другим культурным традициям и представителям иных национальностей?

Не грозит ли потомкам европейских переселенцев перспектива стать этническим меньшинством?

Фундаментальный вопрос: превращаясь в структурированное общество , имеет ли современная Америка право говорить и действовать от имени всего западного мира?

Не станет ли эскалация иммиграции одной из главных угроз безопасности американского общества на нынешнем этапе его развития?

Обычно для обоснования неправомерности действий, ограничивающих иммиграцию, приводится тезис о праве человека на свободу передвижения и выбор места жительства. Но разве свобода передвижения означает свободу обретения гражданских прав?

Могут ли права иммигрантов быть приоритетными по отношению к правам коренного населения или хотя бы просто равными им?

Не подошел ли Запад к тому пределу, за которым необходима новая редакция Декларации прав человека и гражданина?

Не является ли мультикультурализм в том его виде, в каком он распространен сегодня в Соединенных Штатах, по сути опасной демагогической идеологией?

Продуманные ответы на вышепоставленные серьезные вопросы дает ИНОЗЕМЦЕВ Владислав Леонидович — доктор экономических наук, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества, председатель научно-консультативного совета журнала «Россия в глобальной политике».

 

В номере также опубликованы материалы:

  • Хорошилов Е.Е. Иностранный капитал в экономике Канады
  • Парканский А.Б. Американо-грузинские отношения сегодня и завтра
  • Кременюк В.А., Иванов А.А., Скотарева О.Ю. Имитационные игры как метод обучения
  • Рецензируем книгу: Т.А.Шаклеина. Россия и США в новом мировом порядке (В.И.Батюк)
  • Конарева Л.А. Качество потребительских товаров как элемент национальной безопасности
  • Фролова Н.Л. Индустрия рискового капитала (анализ опыта США)
  • Дундуков М.Ю. Современная система национальной безопасности США: основные тенденции развития