ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 4 (400) апрель 2003 г.

КАНАДА: РЕФОРМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Насколько различается развитие социальных сфер в Канаде и США?

Каковы самые существенные признаки фискального федерализма, на который опирается социальная сфера Канады?

На какой период времени пришелся самый интенсивный этап развитие социальной сферы в Канаде?

Какие факторы способствовали реформам в сфере социальной политики Канады в 1990-е годы?

Какие основные цели преследовали реформы, проводившиеся с конца 1980-х годов федеральным правительством и властями провинций Канады?

От какого «универсального принципа» социального обеспечения канадцы полностью отказались в начале 1990-х годов?

Каковы положения Общего соглашения о социальном союзе 1999 г. (Social Union Framework Agreement — SUFA), заново определившего роли и обязанности федеральной власти и провинций?

Каковы особенности организации и финансирования сферы здравоохранения?

Какие услуги входят в список обязательных, покрываемых медицинским страхованием услуг?

Могут ли в Канаде частные медицинские учреждения предоставлять населению услуги, включенные в список гарантируемых общегосударственным страхованием?

Каково относительное значение для пенсионеров пенсий по старости и по труду, а также выплат из частных пенсионных фондов?

Каков главный принцип Федеральной программы страхования занятости от 1996 года?

Распространяется ли страхование на канадцев, занятых неполное рабочее время?

Как вся совокупность социальных программ федерального канадского правительства и провинций (а также прогрессивная система налогов на индивидуальные доходы) сказывается на дифференциации в доходах между состоятельными гражданами, с одной стороны, и наименее обеспеченными — с другой?

Этот исторический обзор выполнен НЕМОВОЙ Людмилой Алексеевной, кандидатом экономических наук, заведующие сектором ИСКРАН

ЯДЕРНЫЙ АРСЕНАЛ США В УСЛОВИЯХ МОРАТОРИЯ НА ЯДЕРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

В каком документе еще при Б.Клинтоне были воплощены идеи по обеспечению надежного функционирования американского ядерного арсенала в условиях действия запрета ядерных испытаний?

Почему Сенат США в октябре 1999 г. отказался ратифицировать ДВЗЯИ и с какой целью?

Какая экспертная группа была создана в 1999 г. по решению Конгресса США для оценки надежности, сохранности и безопасности ядерного арсенала США?

Какую оценку дала эта группа ядерному оборонному комплексу США в своем докладе от 1 февраля 2001 года?

Какой орган был также по решению Конгресса создан в 2000 г. с целью энергичного руководства ядерными оружейными программами?

Какой документ, являющийся по сути дела ядерной доктирной США, был представлен Конгрессу 9 января 2002 года?

Какая роль отводится в соответствии с этой доктриной ядерному оружию в системе обороны США, их союзников и друзей?

Какое ядерное оружие предлагается разработать для уничтожения подземных стратегически важных объектов военного назначения и государственного управления?

Что означает разработка ядерных боеприпасов, способных проникать в землю на большую глубину, с точки зрения снижения порога применения ядерного оружия?

Что скрывается за терминами «микро-ньюк», «мини-ньюк» и «тайни-ньюк»?

Как новые разработки связаны с возобновлением ядерных испытаний и отказом от моратория на их проведение?

Какие имеются стимулы к созданию в США»чистого» термоядерного заряда?

Как этому могут способствовать прорывы в сфере нанотехнологий?

Подробную информацию по всем этим вопросам дает БОЧАРОВ Игорь Федорович — капитан I ранга в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник-консультант ИСКРАН.

ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ СТРАН «ОСИ ЗЛА»

Адекватен ли перевод «страны-изгои» английскому термину «rogue states»?

Когда в США сформировалось определенное мировоззрение в отношении таких государств, как Ливия, Ирак, Иран, Северная Корея, Куба?

Что обнаружила Америка после того, как отпраздновала победу в холодной войне?

Когда концепция «государств оси зла», заняла центральное место в американской внешней политике?

Не объясняется ли американская политика в отношении «стран оси зла» прагматическими интересами США в стратегически важных для них районах мира?

Насколько термин «страны оси зла» соотносится с международным правом и практикой международных отношений?

На каких трех разнородных, но мощных факторах базируется концепция «стран оси зла»?

Какие критерии принадлежности к категории «негодных стран» предложил в своей программной статье в журнале «Форин афферс» в 1994 г. помощник президента по национальной безопасности Э. Лейк?

В чем суть предложенной Э.Лейком доктрины «сдерживания» для новой эпохи, начавшейся после окончания холодной войны?

Насколько необходимы для проведения в жизнь упомянутой стратегии поддержка общественного мнения внутри США и одобрение мирового сообщества?

Какое место отводится угрозам cо стороны «негодных стран» в новой концепции национальной безопасности США, принятой в 2002 году?

Какие действия в отношении упомянутых стран были рекомендованы американскому руководству?

Почему американская администрация с таким фанатизмом демонизирует «страны оси зла»?

Чем это чревато?

Что продемонстрировал Вашингтон всему миру своей военной акцией против Ирака?

Эту тему освещает БРАТЕРСКИЙ Максим Владимирович — кандидат исторических наук, директор Программы Стэнфордского университета (США) в Москве

 

В номере также опубликованы материалы:

  • Гардаш С.В., Наумов А.А. Программа налоговых реформ администрации Буша
  • Травкина Н.М. «Бюджетные кормушки» политической системы в США
  • Подлесный П.Т. Американские ученые о внешнеполитической стратегии президента Дж. У. Буша
  • Рецензируем книгу: Дж. Вурхис. Диалог не обрывается. Многоуровневый мирный процесс и Дартмутские конференции (А.И. Уткин)
  • Жиганова Л.П., Гариев Ю.М. Биомедицина в США: актуальные этические и социально-политические аспекты (окончание)
  • Шумилов В.М. Деликтное право США