ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 7 (391) июль, 2002 г.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ:
СТАРЫЕ ПРОГНОЗЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Какую цель в отношении формирования в мире нового экономического порядка ставили перед собой авторы доклада «Будущее мировой экономики», подготовленного в 1977 г. по заданию Секретариата ООН группой экспертов под руководством лауреата Нобелевской премии по экономике В. Леонтьева?Какие предположения относительно экономического роста развитых и развивающихся стран в период 1977-2000 гг. были заложены в этот прогноз?

Какой прогноз дала группа В.Леонтьева относительно экономического соревнования между США и СССР?

Подтвердились ли в действительности спрогнозированные группой В.Леонтьева темпы роста населения и ВВП в расчете на душу населения?

Подтвердился ли прогноз уменьшения разрыва в уровнях экономического развития между бедными и богатыми странами?

Как изменилась доля развивающихся стран и, прежде всего, Китая в мировом ВВП в последней четверти ХХ века?

Какие четыре болезненных шока испытала в последние три десятилетия ХХ в. мировая экономика?

Изменили ли эти события либеральный характер мировой экономики, привели ли к краху мировую торговлю?

Что говорилось в прогнозе группы Леонтьева о глобализации и о развитии экономических интеграционных экономических процессов в мире?

В каких терминах следует сегодня охарактеризовать лидерство США в мировой экономике?

Каковы перспективы включения в процесс глобализации России?

Имеет ли Россия какие-либо геоэкономические конкурентные преимущества?

Как на судьбе России может отразиться быстрый экономический рост Китая?

Способна ли Россия выработать и реализовать серьезную стратегию развития на средне- и долгосрочную перспективу?

Это интересное сопоставление проводит КУДРОВ Валентин Михайлович — доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России, руководитель Центра международных экономических сопоставлений Института Европы РАН.

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРИБРЕЖНЫМИ ЗОНАМИ МИРОВОГО ОКЕАНА:
ПОДХОД США И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Какова специфика прибрежных зон (ПЗ) и почему они обладает повышенной уязвимостью по отношению к внешнему воздействию?Почему экология прибрежных зон является критически важной для мироваго сообщества?

Чем предопределяется конфликтный характер использования прибрежной зоны на страновом и международных уровнях?

Решение каких задач было прописано в законе «Об управлении прибрежной зоной» (PL 92-583), принятом в 1972 г.?

Как в этом законе были урегулированы отношения между участниками активной разработки ресурсов зоны и сторонниками их защиты и сохранения?

Какие последствия вызвала ликвидация администрацией президента Рейгана независимого консультативного комитета, созданного для содействия федеральным усилиям в области управления ПЗ?

К чему привело объединение лиц и организаций, не имеющих личной заинтересованности в том или ином использовании потенциала зоны?

На каком уровне и каким образом осуществлялась активизация социального компонента в управлении ПЗ?

Когда в США сформировался механизм интегрированного управления прибрежной зоной и каковы его основные структурные элементы?

Насколько важна взаимосвязанность концепций интегрированного управления ПЗ и глобального устойчивого развития?

Каковы принципиальные положения американского подхода к интегрированному управлению ПЗ?

Какова судьба Всемирной программы действий по защите морской среды от загрязнений из наземных источников, принятой в 1995 г. в Вашингтоне?

Какой вклад вносят в процесс интернационализации интегрированного управления прибрежной зоной международные конференции и семинары?

Какую новую функцию обретает устойчивое развитие прибрежной зоны в наши дни?

На эти вопросы отвечает ПИСАРЕВ Владимир Денисович — доктор исторических наук, ведущий сотрудник ИСКРАН.

 

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОАЛИЦИЯ: ОПЫТ И УРОКИ

Какая политическая сдвижка в отношениях НАТО и России с США произошла сразу после террористических актов 11 сентября 2001 года?Какие изменения в политическом планировании внутри НАТО вызвало возникновение общего противника — исламского фундаментализма?

Может ли Запад в своей борьбе против этого врага обойтись без России?

На какие «преимущества» России в сопоставлении с ближайшими, западноевропейскими, союзниками было обращено внимание в США?

Какие политические противоречия могут возникнуть в случае включения России в военно-политический союз с Западом? И преодолимы ли они?

Какие аргументы выдвинули противники сближения с Россией?

Какие круги и политические деятели относятся к России с наибольшей враждебностью?

Какое место занимает Россия в новых планах Пентагона, обнародованных в газете «Лос-Анджелес Таймс» в начале 2002 г.?

Какую позицию относительно России занимает академическое сообщество США? А какую — Конгресс США?

Почему эйфория по поводу решительного сближения с Западом в сентябре-ноябре удивительно быстро ушла в прошлое?

Чем чревата для России американская решимость закрепиться в Центрально-Азиатском регионе?

Как следует расценить заявление Джю Буша от 13 декабря 2001 г. о выходе США из Договора по ПРО 1972 г., запрещавшего создание национальной системы противоракетной обороны? И что за этим заявлением кроется?

Способны ли Россия и Китай усовершенствовать свои ядерные потенциалы независимо от состояния их национальных бюджетов?

Как следует расценить действия Запада в ходе акции в Афганистане, когда были сняты санкции с Пакистана и Индии, прощен долг Иордании, элиминированы долги Польши, списан огромный долг Пакистана, и ничего не «прощено» России?

Чем ответил Запад на феноменальные сокращения Москвой обычных вооруженных сил?

Чем ответила НАТО на вывод Российских войск в 1994 г. из Германии?

Спрашивается, нужно ли было России спасать Запад в его трудный час, если Запад поразительно глух к российским просьбам?

Эту острую тему анализирует УТКИН Анатолий Иванович — доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра международных исследований ИСКРАН, академик Академии гуманитарных наук и РАЕН.

 

В номере также опубликованы материалы:

  • Гарбузов В.Н., Попович А.П. Губернатор штата: статус и полномочия
  • Кокотов С.А. Конституционные конвенции в истории государственного строительства Канады
  • Кондратьева З.О. Инвестиционные позиции США в АТР
  • Теребов О.В. Серьезная попытка ответить на трудные вопросы
  • Черняков Б.А. Крупные предприятия аграрного сектора США (продолжение)
  • Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов Совместная декларация о новых стратегических отношениях между РФ и США