ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 3 (387) март, 2002 г.

ГОСУДАРСТВО И «НОВАЯ ЭКОНОМИКА»: АМЕРИКАНСКИЙ ПОДХОД
Какое понимание «новой экономики» более правомерно: что это — основа информационной эпохи, или же что это -экстраординарный экономический рост?Что общего обнаруживается при любом — секториальном (отраслевом) или интегральном (общенациональном) — толковании «новой экономики»?

Какую роль сыграло в развитии «новой экономики» государство?

Какие усилия прилагает государство, чтобы конкуренция внутри США была частью международной конкуренции?

Какую роль сыграл Закон о телекоммуникациях 1996 г., принятый Конгрессом США по инициативе Белого дома?

Какова роль человеческого капитала в эпоху «засилья» гигантских корпораций?

Можно ли считать Интернет информационно-коммуникационной базой «новой экономики»?

Какие негативные особенности свойственны Интернету?

Вписываются ли современные информационные технологии в традиционную рыночную схему ценообразования?

Поможет ли «политическая экономия информации» ответить на вопросы, поставленные перед наукой «новой экономикой»?

На какие меры в сфере образования было вынуждено пойти американское государство под воздействием «новой экономики»?

Почему так обострилась потребность в юридически признаваемых электронных подписях на финансовых и других документах?

Как увязываются между собой демократия и «новая экономика»?

Этот круг вопросов освещает ПОРОХОВСКИЙ Анатолий Александрович — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, заведующий кафедрой политической экономии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В США
Сложился ли среди ученых консенсус относительно того, что следует включать в «общественные интересы»?Какие три течения американские исслледователи объединяют в движение в защиту общественных интересов?

Какие гражданские движения непосредственно предшествоввали движению в защиту общественных интересов?

Кто, согласно теорий плюралистической демократии, выступает в роли основного носителя общественных интересов?

Какие организации стоят во главе всего движения в защиту общественных интересов; кто, когда и с какой целью ее создал?

Удалось ли движению в защиту общественных интересов одержать победу в борьбе с хорошо организованными особыми интересами большого бизнеса?

Что явилось главной причиной появления юридических фирм защиты общественных интересов (public interest law firms)?

Что наиболее ярко отличает нынешних участников движения в защиту общественных интересов от предыдущих реформаторов?

В какие организационные формы вылилась борьба с движением в защиту общественных интересов?

Сколько региональных консервативных фондов организовано в США и какой из них является самым крупным?

Когда движение в защиту общественных интересов было вынуждено перейти на оборонительные позиции?

Можно ли в принципе одолеть большой бизнес с помощью «большого правительства», которым по сути дела и пытается стать движение в защиту общественных интересов?

Насколько движение в защиту общественных интересов отражает суть функционирования американской плюралистической демократии?

На эти и другие столь же важные вопросы отвечает ЗЯБЛЮК Николай Гордеевич — доктор политических наук, главный научный сотрудник ИСКРАН.

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИКИ США
В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ (1991-2001 гг.
Когда двухполюсный мир уступил свое место однополюсному?Как разрешались потенциальные конфликты в рамках двухполюсной политической системы?

Что обеспечивало стратегическую стабильность межгосударственных отношений при двухполюсной политической системе?

Чем являлось для США ядерное сдерживание в период «холодной войны»?

Какие три инструмента противодействия распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки применяли в годы холодной войны США?

Какую эволюцию прошло стратегическое противоборство между США и СССР (Россией) до начала 1990-х годов?

Что заставило Вашингтон приступить к переоценке основополагающих постулатов военно-политической стратегии США и когда она началась?

Что несмотря ни на какие изменения осталось краеугольным камнем военной стратегии США?

Какое применение нашли аналитики Пентагона ядерному арсеналу США, высвободившемуся в результате общих сокращений ядерных вооружений России?

Какая новая стратегия стала стержнем «ревизии ядерной стратегии» США в 1993 году?

Что такое концепция контрраспространения ядерного оружия, и в какую доктрину она воплощена?

Какой президентский документ оказался первой официальной корректировкой ядерной политики США за последние 20 лет, и что можно считать ее важнейшей особенностью?

Что является главным пунктом военной программы нынешней администрации США?

Что продемонстировал выход США из Договора по ПРО, объявленный 13 декабря 2001 года?

Какие вопросы встают сегодня перед Россией в плане обеспечения ее национальной и военной безопасности с учетом стремления администрации Дж.Буша-мл. выйти за рамки ядерного сдерживания, уравнивающего положение России и США?

Эти и подобные вопросы анализирует КОРСАКОВ Георгий Борисович — кандидат политических наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН.

 

В номере также опубликованы материалы:

  • Гарбузов В.Н. Философия «сострадательного консерватизма»
  • Жинкина И.Ю. Стратегическое мышление США
  • Толипов Ф.Ф. Испытание геополитики терроризмом и антитерроризмом
  • Черняков Б.А. Крупные предприятия: аграрного сектора США в новом веке (продолжение)
  • Комкова Е.Г., Молочков С.Ф. Перестановки в правительстве Канады
  • Рецензии на книги: В.Р.Михеев. Георгий Александрович Ботезат, 1882-1940 (О.В. Теребов); У. Лакер Новый терроризм. Фанатизм и оружие массового уничтожения (А.А.Ченцова)