ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 10 (382) октябрь 2001 г.

«НОВАЯ ЭКОНОМИКА» КЛИНТОНА И «ПРОФИЦИТНЫЕ ПЛАНЫ» БУША
Какие теории лежат в основе хозяйственной политики и всей экономической стратегии США последних 8–10 лет?Нужно ли (если это вообще возможно) привязывать реальный экономический курс к какой-то из ходовых (или, тем более, выгодных кому-то) теорий?

Была ли «рейганомика» торжеством консервативного монетаризма или же победой кейнсианства?

Какие права трудящихся признавал Адам Смит и какие принципы он пытался внедрить в рыночную систему (что, разумеется, ему не удалось)?

Выдвигал ли в действительности М.Фридмен основополагающий лозунг «либералов» — «чем меньше государства в экономике — тем лучше»?

Можно ли в экономической истории США выделить более или менее длительный период благополучного развития под лозунгом чисто монетаристских идей?

Какую особенность бюджета США можно считать наиболее целесообразным способом достижения основной конституционной задачи?

Какое определение дается такому явлению как «новая экономика» в тексте доклада Экономического совета, сопровождавшего последнее президентское послание Клинтона?

На каких трех «китах» базировалась экономическая стратегия демократической администрацией начиная в 1993 г.?

Какая роль в создании «новой экономики» отводится информационным технологиям?

Эту тему освещает ДЕЙКИН Александр Иванович — старший научный сотрудник ИСКРАН.

 

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РОССИЙСКО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Как сказалось на развитии российско-канадских политических контактов ослабление экономических и политических позиций России в мире в 90-е годы?Какой факт, имеющий принципиальное значение для развития российско-канадских отношений, был официально признан Оттавой после распада СССР?

Что общее характеризует дипломатию и России, и Канады?

Какую роль сыграла Канада в создании «Большой восьмерки» с участием России?

Какими политическими оттенками окрашена международная репутация Канады?

Каковы особенности участия Канады в Косовском конфликте 1999 г.?

Как Ж. Кретьен отнесся к предложению В.В.Путина, чтобы Канада играла роль посредника между Россией и США по проблематике ПРО?

Каков принципиальный вывод подготовленного канадской службой разведки и опубликованного в марте 2001 г. Доклада по вопросам ракетного распространения

относительно так называемых «проблемных» стран, и насколько этот вывод совпадает с аргументами идеологов американской НПРО?

Почему нераспространение ядерного оружия является перспективной областью российско-канадского сотрудничества на международных форумах?

Почему Канада неоднократно выражала глубокое беспокойство по поводу российской атомной энергетики?

Почему опыт, накопленный Канадой в практическом миротворчестве, может оказаться весьма полезным для России?

В чем совпадают и в чем расходятся позиции России и Канады относительно будущего ООН?

В какой области международных отношений разногласия между Россией и Канадой наиболее остры?

Этот круг вопросов анализирует ИСРАЕЛЯН Евгения Викторовна — кандидат исторических наук, заведующая сектором ИСКРАН.

 

ЕВРОПА В ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ БУША
Является ли политика сохранения и укрепления военно-политических связей между США и европейскими странами двухпартийной?Какую слабость вооруженных сил западноевропейских стран наглядно продемонстрировала агрессия НАТО против Югославии в 1999 г.?

Можно ли говорить об изменившемся подходе администрация Буша к разрешению будущих конфликтов, подобных боснийскому или косовскому, по сравнению с подходом администрации Клинтона?

Что вызывает особую обеспокоенность высокопоставленных деятелей администрации Буша в проводимой ЕС политике в области обороны и безопасности?

На какие негативные последствия создания НПРО обратили внимание союзники США по НАТО?

Как, в свою очередь, отреагировала на озабоченность западноевропейцев американская сторона?

Как изменилось концептуальное понимание ПРО с приходом в Белый Дом республиканской администрации?

Готова ли администрация Буша-мл. консультироваться по поводу ПРО со своими союзниками и другими ведущими державами, в том числе Индией, Китаем и Россией?

Как изменился политический тон американской администрации в обсуждениях с Россией проблем ПРО?

Как в республиканской администрации подходят к вопросу о приеме новых членов в Североатлантический союз?

Данную тему анализируют БАТЮК Владимир Игоревич — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИСКРАН, и МАЗИНГ Валерий Арнольдович — кандидат исторических наук, руководитель Центра трансатлантической безопасности при ИСКРАН

 

В номере также опубликованы материалы:

  • Патрон А.П. Государственное хозяйствование и НТП: от постиндустриального общества к обществу информационной экономики (Часть I)
  • Васильев В.С. Франклин Д.Рузвельт и Джон М.Кейнс: Экономическая политика в годы «Великой депрессии»
  • Сизоненко А.И. Константин А. Уманский: Дипломатическая активность в США.
  • Овчинников О.Г. Энергопотребление в агросекторе США: нынешняя ситуация и некоторые прогнозные тенденции
  • Гунаев З.С. Возникнет ли в ХХI веке глобальный язык?