ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 11 (371) ноябрь 2000 г.

БАТАЛОВ Эдуард Яковлевич,
доктор политических наук, главный научный сотрудник ИСКРАН

РУССКАЯ ИДЕЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА

Распад СССР и последовавший за ним кризис российского общества вызвали бурный рост интереса к работам русских философов, писавших о Русской идее и связывавших с ее осуществлением будущее России.

Русская идея имеет богатую историю и предысторию. И попытки разобраться в этом феномене и раскрыть современное смысловое содержание концепции не менее полезны, чем исследование перспектив формирования национальной стратегии или социального идеала. А для этого совсем нелишне сопоставить Русскую идею и Американскую мечту: такое сравнение позволит выявить и уникальность и универсальность метафизических оснований Русской идеи.

В истории нашей страны не раз случалось так, что неудачные попытки приобщиться к другим политико-культурным (цивилизационным) мирам, вызывая у россиян горькие разочарования, одновременно стимулировали у них стремление к более глубокому национальному самопознанию и самоидентификации. Это подтверждает и схема тех скоротечных идейных приключений, которые происходили с нами в последние годы ХХ века: отречение от «советского социализма» и обращение к Западу — прежде всего в лице Соединенных Штатов как воплощению «цивилизации» и «общечеловеческих ценностей»; неудачи с применением западного опыта в России и осознание существенных различий между «этой страной», как стали выражаться некоторые русские, и Западом; наконец, разочарование в Европе и Америке и начало новых поисков Русской идеи.

Резонно предположить, что процессы, переживаемые в последние десятилетия Россией, найдут свое отражение в Русской идее. И может быть стоит интегрировать в эту идею определенные элементы Американской мечты, как уже предлагают некоторые отечественные реформаторы?

(продолжение публикации — в следующем номере)

ПИСАРЕВ Владимир Денисович,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИСКРАН

ОСВОЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА И ПОЛИТИКА США

Океаническая проблематика получила в США свое законодательное и организационно-административное оформление, а океаническая стратегия обрела статус одного из высших государственных приоритетов в 60-е годы.

В области освоения экономического потенциала Мирового океана ключевой задачей является сохранение хрупких биологических балансов с помощью осторожного экосистемного подхода к уязвимой океанической среде. Шельфовые месторождения нефти рекомендовано сохранить в качестве стратегического резерва.

В свете социальных приоритетов океанической политики США предложено создать Комиссию по океанам, в которой на постоянной основе были бы представлены все заинтересованные слои американского общества.

Среди научных приоритетов автор выделяет изучение и картографирование океанического биоразнообразия, раскрытие информации о состоянии морской среды, находящейся в ведении ВМС США и НАСА, а также завершение в 2002 г. современной системы мониторинга океана, которая должна включать новейшее оборудование для сбора данных о связи между океанами и глобальным потеплением.

Особое внимание уделяется автором рекомендуемому дальнейшему усилению влияния США на решение вопросов, связанных с деятельностью в Мировом океане, в связи с чем высказывается точка зрения о необходимости ускорить присоединение США к Конвенции ООН по морскому праву.

ШАКЛЕИНА Татьяна Алексеевна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИСКРАН

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США:
КОНСЕНСУС между ПРАВИТЕЛЬСТВОМ и ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ?

С уходом администрации Клинтона в американской политике завершится период, когда США прекратили «оглядываться» на Россию как наследницу бывшей сверхдержавы и расширили свое влияние в государствах, образовавшихся после распада СССР, которые Россия объявила зоной своих геополитических интересов. Автор упоминает, в частности, тот факт, что общественное мнение в США вполне определенно высказывается в пользу продолжения активной международной миссии США. Неизменную поддержку у американцев встречает и расширение НАТО на восток, что видно из опросов общественного мнения, причем 54% опрошенных поддерживают расширение и 53% выступают против принятия России в альянс.

Многие вопросы, которые оказываются в центре внимания представителей американской элиты и общественности, прямо затрагивают российско-американские отношения, и в первую очередь это расширение НАТО, Договор по ПРО, уничтожение ядерных вооружений. Россия рассматривается как активный и необходимый участник международной жизни, как важная региональная держава, призванная участвовать в строительстве новых отношений. Это позитивный фактор, однако более важными экономическими партнерами для США объявляются Япония и Китай, потому что российская экономика слишком слаба, чтобы оказывать какое-либо влияние на мировые экономические процессы.

Автор убеждена, что инициативы следующей администрации должны базироваться на новой идейной и стратегической основе и должны быть направлены в сторону большего сотрудничества.

НИКОЛАЕВА Наталия Геннадиевна,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Фонда «Институт Экономики Переходного Периода».

КАНАДСКИЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Канадский опыт привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций представляет, по мнению автора, несомненный интерес для России по крайней мере по двум причинам: во-первых, речь идет о стране, имеющей немало схожего с Россией, о больших объемах инвестиций, о продолжительном периоде времени; во-вторых, этот опыт оказался в целом успешным: при хронической нехватке внутренних накоплений, Канада смогла не только создать развитую и дорогостоящую инфраструктуру (железные и автомобильные дороги, трубопроводы, аэропорты и морские порты, телефонные и волоконно-оптические линии связи), освоить богатейшие природные ресурсы, расположенные в отдаленных, труднодоступных районах, построить современное народное хозяйство, но и по уровню экономического развития войти в первую семерку промышленно развитых стран.

Анализ канадской политики государственного регулирования показывает, что на некоторых этапах исторического развития, в отдельных отраслях экономики и в течение ограниченного периода времени контроль над прямыми иностранными капиталовложениями может быть желательным и необходимым.

Эконометрический анализ показал, однако, что воздействие жестких мер на объемы, характер и направление движения инвестиционных потоков оказался меньшим, чем ожидалось. Гораздо большее воздействие на эволюцию этих показателей оказали такие факторы общего характера, как политическая стабильность принимающей страны, динамизм экономического роста, уровень эффективности производства и производительности труда, наличие обученной рабочей силы и развитой инфраструктуры и др.

ИВАНЯН Эдуард Александрович,
доктор исторических наук, профессор, заведующий Отделом ИСКРАН

ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В США

В современной ипостаси две системообразующие партии, попеременно, но с нерегулярными интервалами сменяющие одна другую у власти и удостаивающиеся высшего приза — поста президента США — существуют с 1857 года.

Вплоть до президентских выборов 2000 г. республиканцы занимали президентский пост в общей сложности в течение 84 лет, а демократы — 60 лет. За 144 года (1857-2001) республиканцы контролировали одновременно обе палаты Конгресса США в течение 56 лет, тогда как демократы — в течение 64 лет. На протяжении 12 сессий Конгресса США(из 106), т.е. в течение 24 лет, складывались ситуации, когда верхняя и нижняя палаты контролировались разными партиями.

За 225 лет существования Соединенных Штатов здесь возникли и умерли десятки партийных образований. Иногда в борьбе за президентский пост принимали участие более двух десятков партий, но все попытки создания третьей системообразующей политической партии, способной на равных конкурировать с двумя ведущими, серьезного успеха не имели. Это может служить убедительным свидетельством укрепления двухпартийной системы.

С другой стороны, стремление обеспечить во что бы то ни стало победу на выборах своему кандидату не только не исключает, но даже предполагает умелую перелицовку лозунгов и программы конкурирующей партии и трансформацию их в собственные лозунги и программу. Происходит по сути дела сближение политических взглядов партий, что затрудняет выбор между ними. В результате, малоискушенный в тонкостях политической игры избиратель часто теряет ориентацию и «переходит» из одного политического лагеря в другой, из одной системообразующей партии в другую или, что бывает еще чаще, из «третьей» партии в одну из системообразующих.

Автор не исключает полностью появление новой системообразующей партии в США в ближайшем обозримом будущем, но по состоянию на конец второго тысячелетия признаков конца двухпартийной системы как основы политического процесса в США не усматривает.