ЖУРНАЛ
«США и Канада: экономика, политика, культура»
№ 10 (370) октябрь 2000 г.

Выборы — 2000

В 10-м номере журнала «США v Канада» дается заключительная подборка материалов о расстановке сил накануне голосования, об итогах предвыборной гонки за кресло в Белом доме, о проблемах, которые волнуют американских избирателей и о других предвыборных темах.

РОГОВ Сергей Михайлович,
доктор исторических наук,
член-корреспондент РАН, директор Института США и Канады РАН

«НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ»

Главный действующий фактор на американских выборах — экономическая конъюнктура: партия, контролировавшая Белый дом в период экономического процветания, никогда не проигрывала выборы, а ведь Клинтон обеспечил Америке в 90-е годы беспрецедентный по длительности период экономического роста. Но хотя американцы считают, что дела в стране идут хорошо, 44%, по опросам августа 2000 г., не интересовались избирательной кампанией, а 30% полагали, что нет разницы, кто станет президентом. По мнению экспертов, 7 ноября на выборах примет участие еще меньше избирателей, чем в 1996 г. (тогда проголосовали 49% избирателей).

Съезд Республиканской партии, состоявшийся в Филадельфии 31 июля — 3 августа, не принес сюрпризов. Буш-младший стал де-факто официальным кандидатом Республиканской партии задолго до съезда.

Точно так же, как Клинтон перехватил в начале 90-х годов ряд лозунгов у республиканцев, Буш-мл. пытается перехватить традиционные лозунги у демократов, и по многим вопросам республиканская партия теперь выступает с позиций, весьма близким к позициям демократов.

Пожалуй, впервые за многие годы республиканцы не требуют сокращения и ликвидации социальных программ, а также отвечающих за их осуществление федеральных министерств и ведомств. В этом плане «сострадательный консерватизм» Буша-младшего лишь в нюансах отличается от курса, проповедуемого демократами. Кандидатом в вице-президенты Буш предложил Дика Чейни, занимавшего пост министра обороны в администрации Буша-старшего.

В принятой республиканцами внешнеполитической платформе обращают на себя внимание необычно жесткая риторика по отношению к Китаю, достаточно мягкая риторика в отношении России и решительная поддержка скорейшего развертывания национальной системы ПРО. На состоявшемся 14-17 августа в Лос-Анджелесе съезде Демократической партии кандидатом в президенты был избран Альберт Гор, которому в какой-то степени удалось выйти из тени Клинтона и проявить себя в качестве самостоятельного политика. Прежде всего это проявилось в выборе кандидата в вице-президенты, в качестве которого неожиданно для многих был предложен сенатор Джозеф Либерман, консерватор и «моралист». Выбор Либермана должен обеспечить поддержку Гора в еврейской общине и сократить гигантское отставание в финансовых ресурсах от Буша.

Между кандидатами еще предстоит упорная борьба. Решающее значение, видимо, окажут результаты октябрьских телевизионных дебатов между ними, и преимущество здесь отдается Гору.

ГАРБУЗОВ Валерий Николаевич,
кандидат исторических наук,
и.о. зав.отделом ИСКРАН

МЕТАМОРФОЗЫ АМЕРИКАНСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА

Съезд Республиканской партии, как и вся президентская кампания 2000 г., позволяет говорить о серьезной трансформации американского консерватизма конца ХХ столетия.

Учитывая происшедшие в 90-е годы в американской экономике положительные изменения, Республиканская партия, в сущности, оказалась заложницей сложившихся обстоятельств и была вынуждена «разбавить» философию Рональда Рейгана лексикой Билла Клинтона, создав тем самым своеобразный «консервативно-либеральный коктейль».

Примечательно, что все успехи американской экономики в 90-е годы Республиканская партия связывает не с действиями президента-демократа и его администрации, а исключительно с деятельностью республиканского Конгресса, ставя себе в заслугу и снижение темпов роста федеральных расходов до 3,1% в год и сокращение государственного долга к концу 2000 г. почти на 400 млн.долларов.

Подчеркивая необходимость распространения американских интересов во всем мире, республиканцы подчеркивают, что именно при президентах-республиканцах (1981-1993 гг.) «окончилась холодная война и победила свобода», «рухнула «советская империя, а сам СССР стал историей», за счет государств Восточной Европы стал расширяться блок НАТО, Ирак понес «справедливое наказание», возобновился арабо-израильский мирный процесс, возросло уважение к мощи и идеалам США в мире.

Настаивая на активном продвижении национальных интересов США, Республиканская партия выступает за создание такой системы ПРО, которая смогла бы обезопасить всю территорию Соединенных Штатов, американские военные базы в различных частях земного шара, а также союзников США от «государств-изгоев», террористов и случайной ракетной атаки.

Что касается России, то республиканцы считают, что «стабильная и демократическая Россия необходима и США и всей Европе. Но борьба за демократию должна быть борьбой самих русских».

В целом предвыборную платформу Республиканской партии 2000 г. характеризует явная «демократизация». Вкупе с «республиканизацией» демократов можно говорить о сближении двух партий и укреплении политического центра страны.

САМУЙЛОВ Сергей Михайлович,
кандидат исторических наук,
профессор, старший научный сотрудник ИСКРАН

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Традиционно американское общество в гораздо большей мере ориентировано на решение внутренних проблем, чем на достижение зачастую малопонятных для рядовых американцев внешнеполитических целей. Опросы общественного мнения, показали, что по степени приоритетности внешняя политика занимает среди прочих проблем лишь шестое место (уступая даже проблеме финансирования президентских избирательных кампаний).

Вместе с тем, анализ высказываний и заявлений по внешнеполитическим вопросам обоих кандидатов в президенты выявляет определенные партийные различия, касающиеся тактики отстаивания интересов США в мире.

Общий подход демократов. Похоже, что Гор, который во внешнеполитической сфере слывет «ястребом», будет продолжать внешнюю политику Клинтона, но только в более жестком варианте, в том числе и в вопросе применения военной силы.

Общий подход республиканцев. Внешнеполитическую позицию республиканцев сформулировала главный консультант Буша Кондолиз Райс, пообещавшая, что внешняя политика республиканцев в случае их победы на выборах будет сильнее фокусироваться на отстаивании национальных интересов США для содействия их процветанию, чем на разрешении очередного международного кризиса.

ПРО. Клинтон под давлением конгресса и американских военных пообещал, ориентировочно в ноябре 2000 г., принять или отложить решение о создании и развертывании ограниченной системы ПРО. Причем демократы однозначно дали понять, что отсутствие согласия России на изменения Договора по ПРО не остановит их.

Позиция республиканцев гораздо более жесткая. Они ратуют за создание национальной системы ПРО, прикрывающей всю территорию США, невзирая на возражения и контраргументы России.

В целом же надо отметить, что сегодня в США отсутствует массовая общественная поддержка конфронтационной политики в отношении России.

ТРАВКИНА Наталья Михайловна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИСКРАН

ВРЕМЯ «ПРАВИЛЬНЫХ» ПОЛИТИЧЕСКИХ БИОГРАФИЙ
Портрет Альберта Гора

Президентская кампания 2000 г. в США примечательна тем, что на высший государственный пост претендуют деятели, для которых политика является делом наследственным.

Правда, в отличие от клановых или олигархических закрытых обществ, когда власть передается «по наследству», в демократиях западного типа кандидаты на политические посты должны доказывать свою профессиональную пригодность к восхождению на политический Олимп. История жизни Альберта Гора-младшего показательна с этой точки зрения, т.к. в ней явно прослеживаются политические гены.

Отец нынешнего кандидата в президенты США провел в Вашингтоне как конгрессмен и сенатор от Демократической партии долгих 33 года — с 1939 по 1971. Альберт Гор-младший был избран в Палату представителей в 1976 г., а в Сенат — в 1983. Таким образом его «вашингтонский стаж» насчитывает уже 24 года.

Круг главных политических интересов Гора включает вопросы внешней политики и национальной безопасности; проблемы развития американской науки и техники; проблемы охраны окружающей среды.

В 1992 г. Гор возглавлял американскую делегацию на первом всемирном форуме по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Гор сыграл важную роль и при утверждении конгрессом Соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) в 1994 г., которое считается одной их важнейших вех на пути формирования контуров современной глобальной экономики.

Нельзя не отметить незаурядную проницательность Гора. Так еще в середине 80-х годов на семинаре, организованном Брукингским институтом, Гор заявил, что самым большим потенциалом для изменения мира обладает биотехнология.

Свое благополучие в последние годы многие американцы связывают с именами Клинтона и Гора — фактор, вполне достаточный для победы последнего на критически важных для дальнейшего развития США президентских выборах 2000.

МОЛОЧКОВ Сергей Федорович,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИСКРАН

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ
Факторы, особенности, проблемы

Формально Канада получила право на самостоятельное проведение внешней политики лишь в 1931 г. по акту британского парламента, так называемому Вестминстерскому статуту. Фактически же самостоятельную внешнюю политику Канада стала проводить только после окончания Второй мировой войны.

Поскольку Канаде приходится иметь дело с более сильными державами, это диктует необходимость, чтобы канадская внешняя политика быстро и гибко реагировала на изменения в международной обстановке, которые канадцы не в состоянии предотвратить. Поэтому канадское правительство не имеет жесткой, детально разработанной внешнеполитической программы, рассчитанной на длительный период.

Особое значение для Канады имеют ее отношения с США. Достаточно отметить, что объём внутренней торговли между канадскими провинциями уступает объёму торговли любой из этих провинций с США.

Хотя вторым по значению направлением канадской внешней политики пока остаются исторически сложившиеся отношения с Европой, на этом фоне бурно развиваются отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и со странами Латинской Америки. (Упомянем соглашение о сотрудничестве Канады с МЕРКОСУРом, а также двустороннее соглашение о свободной торговле Канады с Чили по образцу НАФТА.)

Касаясь российско-канадских отношений, необходимо отметить, что, несмотря на природно-географическое сходство обеих стран, главной проблемой российско-канадских отношений на нынешнем этапе представляется их явно неадекватное торгово-экономическое «содержание», которое в данный момент и по своему объему, и по качественному наполнению никак не соответствует потенциалам ни России, ни Канады.